Почта России недооценила разработку мобильного приложения


Почта России недооценила разработку мобильного приложения

12:52 Почта России недооценила разработку мобильного приложения


 

В приложении предполагается всего три сценария: проверка статуса отправлений, работа с отделениями, обратная связь через контакт-центр. Казалось бы, ничего сложного. Но серьезные разработчики вряд ли впишутся в этот проект за 19 млн рублей.

 

Я прочитал опубликованный у вас ранее материал, в котором один из моих коллег оценил разработку приложения Почты России в меньшую сумму, и вынужден не согласиться с ним.

 

Технически проект можно разбить на три больших модуля — сам мобильный клиент, внутренняя CMS (Content Management System) для управления приложением и Middleware, который будет интегрироваться во все системы Почты России.

 

Важно учитывать, что время выполнения работ по этому проекту сильно растянется из-за коммуникационной модели общения с клиентом. Если у коммерческого заказчика цепочка принятия решения обычно состоит из 2-3 человек, то в Почте России можно ожидать коммуникационную группу человек в 18.

 

Дизайн. По мобильному клиенту для многомиллионной аудитории пользователей есть UX-требования (user experience), которые в данном случае предполагают временные затраты порядка трех месяцев на проектирование дизайна интерфейсов и UX-исследования (4 млн. руб.). Что такое прототипирование и юзабилити-исследования — это первоначальный анализ пользовательских сценариев, несколько итераций тестирования прототипа, в том числе и юзабилити-тестирование готового интерфейса на реальных пользователях.

 

Разработка интерфейсов CMS — это еще около 500 тыс. руб.

 

Разработка мобильного клиента, его технической части — еще 5 млн.руб. А дальше начинается самое страшное. То, чего обычно не учитывают разработчики, не имевшие дело с по-настоящему массовыми продуктами (когда пользователи исчисляются миллионами) — это тестирование и интеграция.

 

Тестирование в таких проектах обычно съедает 30% всего бюджета и длится на протяжении всей разработки. Готовое приложение «Мой Билайн» перед публикацией мы месяц тестировали в 89 городах России силами 425 человек на всех возможных устройствах.
Можно смело закладывать 4 млн рублей на управление качеством такого приложения — 5 месяцев параллельно разработке несколько человек должны прогонять каждый кусок кода на всех устройствах, убеждаться, что все корректно работает, фиксировать ошибки, отправлять на исправление и снова проверять.

 

Затем, сделав интерфейсы, собрав прототип, выпустив альфа-версию, нужно провести большой QA-аудит: все ли работает, соответствует техническим требованиям. Плюс аудит безопасности системы.

 

Проект рассчитан на смартфоны iOS от 6 версии и Android от 2.3. Это довольно старые системы, которые очень сложно поддерживать. То есть тестирование усложняется в разы.

 

Серверная интеграция. Во-первых, надо выяснить, с каким количеством систем надо интегрироваться, как отлаживаться, учитывая географический разброс отделений. Во-вторых, надо разработать ПО для серверов. Для этого надо провести бизнес-аналитику, выяснять требования, спроектировать архитектуру… CMS, Middleware — разработка от 5 млн. руб.

 

Работа с контентом. Даже если есть описания всех отделений, эту информацию надо внести в систему, обработать, потом регулярно обновлять. И даже если у заказчика есть люди, которые этим занимаются, наш опыт показывает, что все равно приходится использовать собственные ресурсы. (Чудес не бывает, с контентом всегда проблемы.) Это еще около 1 млн руб. на весь срок проекта.

 

Поддержка. Еще до выхода в магазины приложений начинается управление инцидентами — случаями некорректной работы приложения, о которых сообщают пользователи. После релиза нагрузка возрастает. Плюс развитие продукта, постоянные обновления, доработки, добавления функционала.

 

Риски. Много неопределенности, многое не описано в тендерной документации — проведена ли интеграция всех систем, которые отвечают за проверку статусов отправлений; в каком состоянии база офисов и т.д. Кроме того, не запущен контактный центр, с которым предстоит интегрироваться — в будущем нужно будет встраивать чужое ПО в приложение. У нас есть опыт разработки многопользовательских приложений для крупного бизнеса. И опыт этот подсказывает — требования к проекту будут меняться, 30% работы придется переделывать.

 

Условия. Почта России хочет банковские гарантии: 5% от стоимости лота разработчик, участвующий в тендере, должен положить в банк в качестве обеспечения своих намерений. Если компания выигрывает тендер, она должна сделать еще один гарантийный депозит до завершения проекта. Плюс везде постоплата с задержкой в 15 дней. И тут важно учитывать стоимость денег — одни будут лежать в ячейке, другими вам надо будет покрывать проектные расходы до постоплаты.

 

По нашим оценкам, адекватная стоимость приложение для Почты России с заявленным функционалом — около 25 млн рублей. Time to market — 9 месяцев. Команда — минимум 15 человек высокой квалификации.

 

Прототип к тендеру. За 2 недели до тендера можно, конечно, что-то запилить. Но есть подвох — смущает требование написать прототип с собственным бэкендом и внутренней базой офисов, а откуда эту базу взять, непонятно… Выводы делайте сами.



Читайте ранее:
Закрыть