Путь фильма: от заключения контракта до публикации в онлайн-кинотеатре


Путь фильма: от заключения контракта до публикации в онлайн-кинотеатре

21:04 Путь фильма: от заключения контракта до публикации в онлайн-кинотеатре



Между заключением контракта и появлением фильма на экранах проходит от двух дней до месяца. Процесс непростой. За это время кинолента успевает «побывать в руках» дюжины человек из команды онлайн-кинотеатра.

 

В России несколько десятков онлайн-кинотеатров — несколько крупных и куча маленьких. Аййо входит в тройку самых больших — мы показываем сотни фильмов тысячам пользователей, и их число растёт каждый день. Всё это было бы невозможно без тщательно выстроенного процесса работы с фильмами, о котором мы далее и расскажем. Добро пожаловать на нашу кухню!

 

Путь фильма: от заключения контракта до публикации в онлайн-кинотеатре

 

Работа над фильмом начинается за несколько месяцев до того, как он появится на экранах устройств. Прежде всего, мы решаем, какие фильмы будут показываться: Аййо интересуют не только кассовые новинки, но и хорошая классика. Отбором занимаются специальные скауты, которые знают лично и прокатчиков, и создателей кинолент — эти люди посещают все кинофестивали и закрытые показы, просматривают каталоги новинок. Скауты формируют пул, составляющие которого впоследствии должны быть доступны для просмотра на сайте и устройствах.

 

Мы покупаем права на фильмы у дитрибуторов, которые служат посредниками между кинопроизводителями и российскими кинотеатрами. Некоторые дистрибуторы владеют эксклюзивными правами на фильмы голливудских студий, другие специализируются на некассовом кинематографе. Часто мы отбираем кино на основании одностраничной выжимки из сценария — синопсиса. Деньги при этом требуют вперёд, и немалые, а фильм может и не выйти на экраны. Или, наоборот, средний по всем мировым меркам «Облачный атлас» может выстрелить в России и Восточной Европе — словно топовый голливудский блокбастер.

 

Следующий нюанс — у каждого фильма есть лицензионный период. Это время, в течение которого его можно показывать онлайн. Часто вместе с лицензионным периодом мы получаем ряд ограничений. К примеру, некоторые фильмы можно показывать на смарт-телевизорах, но нельзя на планшетах или на сайте. Иногда правообладатели могут не разрешить нам показ фильма в одной из стран. Поэтому мечты о светлом безбарьерном цифровом будущем пока остаются мечтами — не всегда удается сделать так, чтобы любой фильм был доступен на любом устройстве и в любой стране.

 

Для онлайн-кинотеатров существует несколько способов получить фильм для проката: кино может предлагаться на срок в несколько месяцев или отдаваться для проката на очень длительный срок. Как любой другой цифровой контент, фильм нельзя купить насовсем, и нельзя продавать навсегда.

 

Средний срок жизни фильма в Аййо — полгода. После этого он заменяется новым. Классика остаётся в библиотеке на год, кассовые новинки показываются несколько недель. Сроки определяются контрактными обязательствами и тем, насколько интересен фильм для нашей аудитории. Новинки появляются, удаляются и заменяются другими в процессе постоянного обновления библиотеки.

 

От вида прав зависит стоимость фильма для онлайн-кинотеатра: она может колебаться от сотен до сотен тысяч долларов. Разумеется, на стоимость также влияют популярность и жанр — голливудские блокбастеры и мультфильмы стоят дороже, чем неизвестные французские фильмы ужасов и российские «лёгкие» комедии.

 

После того, как решены все формальности, правообладатели передают нам копию. Сегодня большинство фильмов доставляется в цифровом виде по защищённым интернет-каналам. Однако совсем недавно в офисе появлялся курьер с жёстким диском. Пару раз нам привезли «бетакам» — профессиональную видеокассету, которая в два раза больше обычной, бытовой.

 

Цифровая оригинальная копия поступает в Аййо в чрезмерно высоком качестве и «весит» до 200 гигабайт. Чтобы фильм было удобно и в принципе возможно смотреть на любых устройствах, за дело берутся видеоинженеры — кодируют для смарт-телевизоров, планшетов и веб-версии онлайн-кинотеатра. В результате получается несколько небольших файлов, каждый из которых шифруется по технологии DRM (Digital Rights Management), что исключает пиратство.

 

Аййо — это мощный интернет-сервис, исходящий трафик которого измеряется в десятках терабайт в сутки. Поэтому у нас есть свой небольшой дата-центр, в котором хранятся фильмы и с которого они ежедневно раздаются сотням тысяч пользователей.

 

Пока файлы кодируются и размещаются на серверах, к подготовке фильма приступает наш отдел контента. Дизайнеры начинают готовить графическое оформление фильма: афиши, постеры, баннеры. Редакторы пишут краткие описания, собирают информацию об актёрах и съемочном составе, ищут интересные факты. Когда комплект материалов к фильму собран, контент-менеджер размещает графику и тексты в системе управления контентом и публикует фильм — с этого момента он доступен для просмотра нашим зрителям.

 

Путь фильма: от заключения контракта до публикации в онлайн-кинотеатре

 

Но работа не заканчивается публикацией фильма. Онлайн-кинотеатр также занимается его поддержкой и продвижением. Мы устраиваем конкурсы в социальных сетях, небольшие оффлайн-показы, промоакции. Всем этим занимается отдел интернет-маркетинга. В продвижении фильмов часто помогают партнёры — прокатчики и производители смарт-телевизоров.

 

Таким образом, между заключением контракта и появлением фильма на экранах проходит от двух дней до месяца. Процесс непростой. За это время кинолента успевает «побывать в руках» дюжины человек из команды Аййо. При этом все мы обязательно любим кино, готовы говорить о нём часами и, одновременно, работать для наших зрителей.



Читайте ранее:
кейс
Кейс — Virgin Media. #MakeItBig

Virgin Media запусти...

Закрыть