Как eye-tracking системы меняют наш мир и роботы смотрят вам в глаза


Как eye-tracking системы меняют наш мир и роботы смотрят вам в глаза

16:37 Как eye-tracking системы меняют наш мир и роботы смотрят вам в глаза



В современном мире люди все больше полагаются на визуальное восприятие информации. У живущих в ритме большого города, зачастую просто нет времени и возможности внимательно слушать или вдумчиво читать. Картинки, видео, короткие надписи становятся основной сигнальной средой, в которой мы находимся.

 

Во многом это стало следствием повсеместного развития интернета, который постепенно вытесняет телевидение, радио, газеты в качестве основного источника информации. Современные сайты уже не содержат длинные простыни текста как когда-то. Теперь каждая страница – это набор визуальных блоков, которые должны максимально полно и быстро сообщить пользователю все, что его интересует. Люди привыкли к такому режиму потребления информации и потянули эти привычки за собой в офлайн. Именно они определяют, как мы получаем информацию об окружающей среде.

 

Айтрекеры (от английского eye tracker, устройство слежения за взглядом) помогают создателям разнообразных интерфейсов ответить на самый главный вопрос – где и как надо размещать информацию, чтобы ее заметили, считали, чтобы отдельные ее части не «дрались» между собой за внимание пользователя, чтобы мы не тратили лишние время и силы на её восприятие.

 

Порой ответы можно найти в книгах по типографике и визуализации. Но айтрекер позволяет продумать детали, которые не всегда очевидны из книг. По словам Максима Королева, специалиста компании UsabilityLab, споры на тему «как правильно организовать интерфейс» становятся главным камнем преткновения между заказчиком и веб-студией, или между разными отделами компании, у которых свои требования к сайту. Результаты исследований с применением айтрекеров наглядны и доступны даже неспециалистам, а значит могут донести аргументы до руководителей высшего звена, которые не всегда хорошо разбираются в дизайне, но при этом зачастую принимают окончательное решение. Эта ситуация обыграна во множестве анекдотов, и теперь аргумент маркетолога о том, что десяток зеленых страусов действительно лучше помогают продавать пылесосы, может быть подтвержден.

 

 

Айтрекеры нового поколения выглядят как небольшая коробочка – размером с упаковку от зубной пасты – загадочного вида. Его устанавливают рядом с экраном или любым объектом для исследования. И пока взгляд респондента направлен на изображение сайта или макета, камера айтрекера отслеживает положение зрачков, фиксирует, каким образом оно меняется и как долго остается в одном положении. Компьютер строит проекцию линии взгляда на плоскость экрана и получает траекторию движения точки зрительного фокуса. А затем, под эту траекторию подкладывается картинка, и юзабилити-специалист может видеть, как же респондент на самом деле рассматривал сайт или плакат: что привлекло его внимание в первую очередь, как перемещался взгляд при выполнении той или иной задачи, сколько времени человек потратил на то чтобы найти, например, корзину в интернет-магазине, и сколько бесполезных текстовых блоков или картинок он при этом просмотрел по дороге.

 

Итогом такого исследования становится большой набор самых разнообразных данных для глубокой аналитики пользовательского восприятия. Паттерны, которые привлекли внимание пользователя в тот или иной момент времени, скорость перемещения взгляда, длительность пауз и множество других факторов – говорят об эмоциональном состоянии респондента. По изменению диаметра зрачка айтрекер фиксирует состояния напряжения, беспокойства, дискомфорта. Таким образом при помощи этого метода можно проводить анализ интерфейсов различной сложности, например, требующих высокой концентрации пользователя. Результаты тестирования расскажут о факторах, которые негативно влияют на восприятие: в какие моменты возникают раздражение, утомляемость или желание прерваться. В то же время современные программы по обработке данных позволяют получать на выходе красивые картинки с предельно упрощенной подачей результатов.

 

 

Современные айтрекеры компактны и мобильны. Например, последнюю модель айтрекера, разработанного шведской компанией Tobii , можно использовать не только в лабораторных, но и в полевых условиях. По словам Максима Королёва из UsabilityLab, с новыми моделями айтрекеров у исследовательской группы появляется неограниченная свобода перемещения. Это особенно важно, если требуется оценить эргономику и информативность каких-нибудь стационарных дисплеев – банкоматов, терминалов или ПУ электростанций, например. Улучшенная версия айтрекера позволяет проводить юзабилити-тесты в привычных для пользователя условиях. Участники испытания рассматривают интерфейсы на своих собственных компьютерах и ноутбуках в домашних условиях, что снижает количество искажений – более реально воспроизводится именно та ситуация, в которой пользователи в дальнейшем будут просматривать сайт. В последнее время айтрекеры становятся более доступными. Наряду с дорогим профессиональным оборудованием, которым оснащают свои лаборатории исследовательские компании, появляются «бытовые» образцы, например, theeyetribe за $99.

 

Последнее новшество в изучении взгляда – айтрекеры для работы с мобильными устройствами. Смартфоны и планшеты уже получили очень широкое распространение, и в индустрии создания мобильных приложений или мобильных версий сайтов трудятся тысячи людей. Все проблемы визуальной организации контента актуальны для мобильных платформ в той же степени, как и для больших экранов.

 
Эволюция экранов, которые нас окружают, приводит к тому, что для айтрекеров находят всё более необычное применение, о котором раньше можно было прочитать только в фантастических романах. Прибор ловит направление взгляда и фиксирует скорость перемещения и время задержки, а значит эти сигналы могут быть использованы для управления в виртуальном мире. Крупнейшие компании из игровой индустрии уже разрабатывают интерфейсы управления взглядом для игр будущего. Возможностей для обогащения геймплея это дает огромное количество – например, специальные подсказки, которые могут возникать именно в том месте, куда в эту секунду направлен взгляд, или дополнительные визуальные эффекты, которые просчитываются не для всего экрана, а для того участка, на котором сосредоточено внимание игрока.

 

Средства управления взглядом – это перспективная технология, которая может в корне изменить жизнь людей с ограниченными возможностями. Новый способ взаимодействия человека с компьютером откроет целый мир для тех, кто раньше был лишен возможности свободно общаться с другими людьми или узнавать что-то новое. По словам самих участников исследований, планшетные компьютеры со встроенным айтрекером в десятки раз удобнее чем губной контролер (альтернативное решение для парализованных людей). Такие устройства все еще достаточно дороги, однако их стоимость уже упала на порядок по сравнению с предыдущими решениями, и можно ожидать, что будет снижаться и дальше.

 

 

Присматриваются к этой технологии и военные – на основе айтрекеров разрабатываются системы наведения для военных пилотов. Они позволяют летчику, например, обозначить цель, просто посмотрев на нее.

 

Возможности применения технологии огромны, и с каждым днем их становится все больше. Футурологи представляют будущий мир состоящим из множества маленьких экранов, которые реагируют на наше присутствие и почти непрерывно выдают информацию – дома, в транспорте, на работе. Дизайнерам интерфейсов еще только предстоит разработать новые правила, которые, с одной стороны, позволят нам удовлетворить все возрастающую потребность в информации, а с другой – сделают системы оповещения экологичными, не нарушающими границы частной жизни и личного пространства человека. Но закладываются они уже сейчас, десятками и сотнями специалистов по айтрекингу.

 



Читайте ранее:
Закрыть